суботу, 29 листопада 2014 р.

Международная научная конференция "Транскультурные коды литературного дискурса"


Министерство образования и науки Украины,
Киевский национальный лингвистический университет,
кафедра теории и истории мировой литературы имени профессора В. И. Фесенко

проводит

международную научную конференцию

Транскультурные коды литературного дискурса 


Конференция состоится 19-20 марта 2015 года.
Заявки для участия в конференции принимаются до 1 февраля 2015 года по адресу кафедры svitlit1@gmail.com
Форма заявки и требования к публикации прилагаются


Транскультурность, благодаря своему префиксу «транс», отсылает к различным формам взаимодействий внутри и вне литературного текста. Транскультурность – это семантическое и семиотическое зеркало сложности, неоднозначности любого феномена «состояния человека»: от осознания собственного тела до конструирования образа национальной идентичности.


Находиться в зоне "транс" – значит балансировать на грани, сочетать, отвергать, осмысливать, декодировать произнесенное, невыразимое, реальное, воображаемое, невероятное, свое, чужое, истинное. Но "транс" также означает установление определенной формы понимания, оказание помощи, наведения эмоциональных, интеллектуальных и нарративных мостов "между". Транскультурность – это инструмент рефлексии к осмыслению современного мира, и одновременно, форма существования в нем.

Кафедра теории и истории мировой литературы имени профессора В.И.Фесенко приглашает к обсуждению таких проблемных полей:

· Гетеролингвизм и межъязыковое письмо

· Имагологические аспекты взаимопроникновения культур

· Теория травмы: в пространстве между событием, рефлексией и повествованием

· Ненормативное тело

В рамках конференции 4 декабря 2014 г. в 15.00 по адресу г.Киев, ул.Большая Васильковская 73, ауд. 236 состоится круглый стол по основным теоретическим вопросам конференции.

Круглый стол "Транскультурные коды литературного дискурса" будет включать такие доклады:

Кириллова Тамила «Культурное имажинарне как трансдисциплинарных категория немецкого литературоведения»
Иваненко Виктория «Теория литературы, проблемы репрезентации и понятие идентичности в контексте теории травмы»
Собченко Ирина «" Письмо между языками ": минимализм и концепции языковой идентичности»
Узловая Оксана «Литературоведческая парадигма теории disability»
.

Материалы конференции, рекомендованные к печати, будут опубликованы в ежегодном сборнике «Сучасні літературознавчі студії» (Выпуск 12).

Заявки для участия в конференции присылать до 1 февраля 2015 года по адресу кафедры svitlit1@gmail.com.

Гетеролингвизм и межъязыковое письмо
Вопросы языковой и дискурсивной полифонии в художественном произведении совмещают в себе несколько аспектов. Прежде всего, полифония исторически отсылает к формированию в постколониальном и постиндустриальном мире транснациональной межъязыковой идентичности, которая может быть альтернативой бинарным отношениям центра и периферии. Идеологии языковых общностей, к примеру, франкофонии, испанофонии, лузофонии являются не только инструментом культурного влияния и лингвистической экспансии бывших метрополий, но и ведут к созданию и развитию новых мощных литератур, география которых не ограничивается континентами и языками. С другой стороны, вопрос гетеролингвизма как невозможности монологического дискурса ставится ввиду необходимости осмысления гуманистических катастроф и травм ХХ века, на протяжении которого идентичная логика не раз демонстрировала свою трагическую ограниченность.

Таким образом, многоречивость литературного произведения предвидит определенный этос, подсоединяющийся к художественному высказыванию. «Литературой языкового беспокойства» (выражение канадской исследовательницы Лиз Говен) может быть как мигрантское письмо, так и тексты, написанные внутри одного языка, но призванные осмыслить радикальный опыт отчуждения и инаковости, как, к примеру, концлагерное письмо. Не менее важной частью гетероязыковой проблематики является формулирование вопроса о феноменологии языка в литературоведческом дискурсе – начиная от Бахтина, который говорит о полифоничности художественного произведения и художественного языка, до постструктуралистской философии (язык vs. письмо, детерриториализация языка, происходящая в письме), или новейших транскультурных и трансидентичностных литературных практик.

Имагологические аспекты встреч культур

Малоисследованная в поле гуманитаристики категория «культурного имажинарного» в современных условиях «культурного поворота» («cultural turn») представляет собой одну из самых перспективных и важных точек пересечения интердисциплинарных иследований. После теоретического обоснования психоанализом понятие «культурного имажинарного» демонстрирует семантическое расширение, поскольку все процессы интеллектуально-творческой познавательной деятельности субъекта являются результатом конструирования представлений о мире и человеке в нем, следовательно, репрезентацией имажинарных смыслов. Одно из направлений литературоведческого осмысления категории «культурного имажинарного» составляют имагологические исследования. Актуальность корреляций Я и Другой (Чужой) объясняется широким культурным контекстом, который охватывает иные культуры, страны, нации и предполагает различные методы и стратегии исследования, имея целью установление моделей культурного взаимодействия или оппозиции.

Теория травмы: в пространстве между событием, рефлексией и рассказом


Новый миллениум начинается на фоне насилия и кровопролития в неимоверных масштабах: 11 сентября 2001 года, дальнейшие войны в Афганистане, Ираке, Арабская весна в Египте, революции в Ливии, Сирии, Украине. Начало ХХІ века, который приходит на смену «столетию травмы» (так называет ХХ век Шошана Фельман), ставит перед человеческой цивилизацией новые экзистенциальные и эпистемологические вопросы, на которые теория травмы пытается найти ответы.

Сама по себе теория травмы выступает как наиболее транскультурный и трансдисциплинарный подход. Поскольку травма затрагивает все сферы жизни, ею занимаются такие дисциплины, как литературоведение, история, историография, социальные и юридические науки, психология и психиатрия.

В травматической ситуации литература становится своеобразным и одним из самых главных медиумов для установления, наполнения и переосмысления понятий «событие», «память», «истина», «история», «правда». Литература интегрирует известное и неизвестное, осознанное и неосознанное, артикулирует невыразимое, балансирует на грани возможного с невозможным, предоставляя травматическому опыту возможность быть сформированным, отрефлексированным и прожитым, предлагая надежду на возобновление душевного и онтологического равновесия как индивида, так и всего этноса, нации.

Ненормативное тело

Девиантное тело: болезнь, инвалидность
Трансгрессивное тело
Трансгендерное тело
Криминализированное тело
Виктимизированное тело
Постколониальное тело
Модифицированное тело
Монструозное тело

«Заболевание – это потеря контроля, которая ведет к тому, что мы становимся Другими – теми, кого мы так боимся. Мы противостоим страху, который чувствуем перед собственным распадом и, чтобы локализировать и приручить его, проектируем этот страх наружу. И вот уже не мы, но кто-то Другой балансирует на меже коллапса, демонстрируя свою уязвимость. Иногда страшное становится смешным, обращаясь в комическое, в других случаях оно выглядит угрожающе» (Gilman, 1988, 1-3).

Разрушение традиционного дихотомического типа мышления западного общества, обусловленное либеральной критикой социальной дискриминации, мощными эмансипаторными движениями середины ХХ ст., а позднее политикой мультикультурализма, приводит к критическому переосмыслению самого понятия «нормы» (телесной, гендерной, классовой, расовой), которое сегодня приобрело значение искусственного конструкта, созданного для поддержки сложившейся социальной иерархии, построенной на бинарных оппозициях (здоровый/больной, белый/черный, мужской/женский), где более привилегированным оказывалась доминирующая социальная группа.

Когда общество, которое позиционирует себя как гетерогенное, начинает прислушиваться к «голосам» меньшинств, в частности, больных, инвалидов и др., происходит переход от медицинской к социальной модели понимания человеческого тела, что обуславливает обостренный интерес современной гуманитаристики к различным проявлениям телесности.

На протяжении столетий любое отклонение от «неартикулированной нормы», воплощенной в образе ментально и физически здорового белого гетеросексуального мужчины, в силу тех или иных культурно-исторических реалий репрессировалось, стигматизировалось и служило причиной устранение индивида, имеющего соматические признаки Другости, на задворки общества.

Сегодня девиантное тело больше не воспринимается как индивидуальная трагедия или физиологический дефект, который должен быть устранен, а рассматривается как метафора, политическая эмблема, социальный конструкт или симптом индивидуального или социального коллапса. Как отмечают Ж. Урла та Дж. Терри, «говорить о теле сегодня – значит говорить терминами «Я» и «Другой», привилегированный субъект и подчиненный объект».

Проблема патологизации и стигматизации «ненормативной телесности», а также вопрос формирования идентичности представителей различных социальных меньшинств является одной из важнейших точек сечения интердисциплинарных исследований. Так, к примеру, появляются новые теории восприятия особенного тела – disability studies (теория инвалидности), Deaf studies (о глухоте) и др., которые функционируют на пересечении социологии, антропологии, медицины, постструктуралистской критики власти, теории марксизма, феминизма, постколониальных и квир-исследований.

Собственно литературный процесс на протяжении последних десятилетий существенно обогатился за счет ощутимого роста количества произведений, авторами или персонажами которых являются люди с «ненормативной телесностью». Развиваются новые виды вроде онко-, патографии и т.п. Если в классической литературе персонажи с признаками «корпоральной Инакости» – это, по преимуществу, статические персонажи, которые оставались на периферии текста и служили фоном для придания выразительности тех или иных черт протагонистов или функционировали как метафоры социального строя, то в современных литературных произведениях персонажи с ненормативной телесностью все чаще наделяются характеристиками полноценной динамичной личности и часто оказываются протагонистами или функционируют как рассказчики.

Изображение телесных вариаций становится своеобразной лакмусовой бумажкой для раскрытия закономерностей функционирования современного общества, которое, с одной стороны, всячески пропагандирует политику инклюзии, ориентированную, в частности, и на людей, физиологически отличающихся от доминирующего большинства, и, одновременно, проявляет признаки «соматического общества», которое сосредотачивается на управлении телами и разрабатывает специфическую культуру потребления, которая выражается или через «телесный маккартизм» (истерическая борьба с микробами, грязью, панический страх нарушения телесных границ, что приводит к иррациональным попыткам моральной стигматизации или поиску виноватых), или через избыточное увлечение терапией и неконтролируемое желание соответствовать «нормам» здоровья, красоты и др.

Плодотворным, с нашей точки зрения, являются исследования репрезентирующие «ненормативное тело» в художественных текстах и выделение значений, которыми его наделяет культура, прежде всего, литература. Кроме того, исследования в намеченных аспектах не только позволяет современному литературоведению выйти на новый междисциплинарный уровень, но и активизирует процесс преодоления исторически сформированных стереотипов.


В рамках подготовки к конференции планируется издание и презентация очередной работы В.И. Фесенко.

Кафедра теории и истории мировой литературы КНЛУ имени профессора В.И. Фесенко приглашает к сотрудничеству и встрече!

Информация на http://www.chairlit.blogspot.com/2013/08/blog-post_19.html

Немає коментарів:

Дописати коментар